Prius и Aqua уходят в историю
Взрывное распространение коронавируса и меры, предпринятые для предотвращения пандемии, оказали резко негативное влияние на развитие автомобильного рынка не только в Японии, но и по всему миру.
После отмены карантина, продажи новых автомобилей в Японии быстро восстановились и почти вышли на прежний уровень по сравнению с июнем прошлого года. Однако не все производители и модели смогли вернуться до карантинный уровень. Последнее время бросается в глаза падение объемов продаж Toyota Prius и Toyota Aqua, которые когда-то боролись за лидерство по количеству проданных зарегистрированных автомобилей. В 2019 финансовом году (с апреля 2019 года по март 2020 года) годовой объем продаж Prius составил 113 361 единица (98,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а объем продаж Aqua - 91 322 единицы (71,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Однако в первой половине последнего года календарного 2020 года (с января по июнь 2020 года) количество Prius составило 36 630 (52,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года), а количество Aqua - 34 581 единица (57,3% по сравнению с тем же периодом предыдущего года). Кроме того, в первой половине финансового года, заканчивающегося 2020 (с апреля по сентябрь 2020 года), Prius продемонстрировал дальнейшее снижение на 27 918 единиц (41,9% в годовом исчислении) и Aqua на 24 168 единиц (47,2% в годовом исчислении). Текущей модели Prius исполняется 5 лет с момента ее дебюта в 2015 году, а текущей модели Aqua - 9-й год с момента его дебюта в 2011 году. Это достаточно солидный возраст для современного автомобиля, учитывая скорость, с которой прочие бренды видоизменяют свои автомобили, подстраивая их под все возрастающие запросы потребителя. Высокие уровни продаж Toyota Prius и Toyota Aqua многие годы обеспечивались корпоративными заказами для формирования автопарков, таких как корпоративные бизнес-автомобили, каршеринг и компании сдающие автомобили в аренду. С мая этого года Toyota начала обслуживать все автомобили Toyota у всех дилеров марки Toyota по всей стране. До этого Aqua и Prius продавались во всех магазинах, а популярный у молодежи Vitz, предшественник новейших Corolla и Yaris, продавался исключительно в магазинах Corolla и Nets. Однако, с мая этого года он начал продаваться во всех дилерских центрах Toyota. Текущая Corolla официально выпущена в сентябре 2019 года, а модифицированный Vitz Yaris официально выпущен в феврале 2020 года.
По сравнению с новыми Corolla и Yaris, Aqua и Prius очень сильно проигрывают как в дизайне экстерьера, так и в дизайне интерьера. Сравнивая, Corolla и Prius, Prius в свое время вырвался в лидеры продаж не только благодаря своим гибридным плюсам, но и потому что на рынке в то время не было достойного седана размером с Prius, и было много случаев, когда пользователи седанов переходили на Prius просто потому что выбирать было особо не из чего. Но недавно дебютировала новая Corolla, которая не уступает Prius в экономичности и, более того, теперь покупатель может выбрать между седаном, универсалом и хэтчбеком. Специалисты отмечают, что ведущая роль гибридных автомобилей на рынке постепенно уменьшается. BEV (чистые электромобили) активно выпускаются во всем мире. Япония уже давно аутсайдер на этом рынке. В странах с развитым продвижением BEV наблюдается тенденция к полномасштабной популяризации автомобилей на топливных элементах (FCEV). Полномасштабное распространение BEV и FCEV все еще в будущем, но уже сейчас новые технологии требуют новых форм для воплощения. Первый Prius дебютировал как первый в мире серийный гибрид более 20-ти лет назад. Среди моделей, представленных японскими производителями в Японии в настоящий момент, нередки модели со спецификациями HEV, а также автомобили с обычным бензиновым двигателем и большинство их продаются намного лучше Prius. Помимо неизменного Prius, до сих пор нет никакой информации об изменении модели для Aqua, которой уже 9 лет. Prius был популярен во всем мире до 3-го поколения, но текущее 4-е поколение находится в ситуации, когда можно сказать, что это модель, которая продается только в Северной Америке и на внутреннем японском рынке. Aqua и Prius находятся в немного разных ситуациях, но их значимость на рынке постоянно снижается.